Главной темой исследований крупнейшего культуролога, религиоведа и антрополога XX столетия Мирчи Элиаде была религия и религиозность (естественно присущая человеку), ее исторические и антропологические типы. После создания 16-томной «Энциклопедии религий» («The Encyclopedia of Religion», 16 vol., Mircea Eliade General Editor. Macmillan; New York, 1987) и базового трехтомного труда «История религиозных идей и верований » Мирча Элиаде задумал создать небольшой словарь, который должен был стать дайджестом этих фундаментальных трудов и в котором были бы собраны воедино их основные положения.
Не ограничивая круг своих интересов понятием «история религии», Элиаде подчеркивал, что религия «не обязательно предполагает веру в Бога, богов или духов, но означает опыт священного и, следовательно, связана с идеями существования, значения и истины», «...деятельность бессознательного подпитывает неверующего человека современных обществ, помогает ему, не приводя его, однако, к собственно религиозному видению и познанию мира...
В некотором смысле даже можно утверждать, что и у тех наших современников, которые объявляют себя неверующими, религия и мифология "скрыты" в глубине подсознания. Это означает также, что возможность вновь приобщиться к религиозному опыту жизни еще жива в недрах их "Я"... Этим завершаются размышления историков религий. Этим открывается проблематика философов, психологов, а также теологов».