Книга «Основы религиоведения» представляет собой учебное пособие для студентов и аспирантов вузов, обучающихся по специальности «Религиоведение». Книга написана в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 022200 - «Религиоведение», квалификация «Религиовед».
От большинства стандартных учебных пособий по религиоведению, данная книга отличается тем, что в ней гораздо больше внимания уделено эзотерической основе религий, в том числе, и магии, как мировоззренческой парадигме, а также подробно анализируются особенности так называемых «религий левой руки» - демонопоклонства, что обычно в курсе религиоведения рассматривается крайне бегло. Много внимания уделяется антропологии - человековедению: подробно рассматривается современная научная, философская, религиозная, магическая и эзотерическая антропология. Больше чем обычно уделено внимания и танатологии -учению о смерти, а также - бессмертию, как религиозно-философской проблеме, так как данный круг вопросов в курсе религиоведения обычно освещается весьма бегло. Анализируется также в религиозной перспективе современный духовный кризис, и рассматриваются пути его преодоления, чему обычно в курсах религиоведения уделяется мало внимания.
Подробно рассматриваются перспективы «интеррелигии будущего», которые в курсах религиоведения практически не освещаются, а сводятся лишь к рассмотрению экуменизма. Анализируются современные тенденции развития религиоведения. Особенностью данной книги является также и то, что вопросы религиоведения рассматриваются в ней не абстрактно-академически, а в непосредственной, живой связи с историей религий, что способствует гораздо лучшему их пониманию.
Данное учебное пособие представляет, как бы -«три в одном»: в одном учебном пособии содержится, фактически, три основных учебных курса специальности 022200 - «Религиоведение»: «Введение в религиоведение», «История религий», «Религиозная антропология». При этом все три курса не механически соединены между собой, а представляют единое органическое целое. Такое объединение в единое органическое целое трех основных религиоведческих курсов в рамках одного учебного пособия, полностью оправдано как с научной, так и с учебно-методической точки зрения. Ибо это позволяет студентам освоить религиоведение, как единую, целостную научную дисциплину, а не как механическую совокупность отдельных, не связанных органически между собой учебных курсов.
Особое внимание уделяется анализу религий семитического корня, авраамистических - возводящих свои истоки к «праотцу Аврааму» (иудаизм, христианство, ислам), то есть, признающих Ветхий Завет в качестве сакрального текста. В общественном сознании широко представлена точка зрения, согласно которой эти теистические религии в настоящее время фактически полностью исчерпывают собой сакральность Запада (ислам, в религиозном отношении, в соответствии с данной точкой зрения, также относится к Западной сакральности - является Восточным сектором Запада), и их преобладающее духовное влияние будет сохраняться вплоть до «Конца Времен». Однако автор рассматривает все эти религии лишь как различные формы сакральности, уходящего сейчас в прошлое эона Озириса (эры Рыб).
Наступающий ныне эон Гора (эра Водолея) будет характеризоваться совершенно иными сакральными формами. Смена религий со сменой эонов - непреложный закон смены космических циклов: каждые две тысячи лет (точнее -2166 лет) происходит смена эонов, а вместе с ней и изменение архетипических образов Богов. Архетип «страдающего, умирающего и воскресающего» Бога, (к этой категории принадлежит и Иисус Христос), характерный для эона Озириса (эры Рыб), сменится совсем другим архетипическим образом Бога.
Систематический анализ различных форм сакральности, и, прежде всего - сакральности Запада, в контексте смены эонов, даваемый автором - не имеет аналогов в религиоведческой литературе. Основы религиоведения в данной работе последовательно излагаются с эзотерических позиций - подобная методология систематического изложения основ религиоведения также не имеет аналогов в религиоведческой литературе: эзотерики, как правило, не «нисходят» до систематического изложения основ религиоведения, а религиоведы, в подавляющем своем большинстве, не обладают достаточной «эзотерической квалификацией» для изложения основ религиоведения с эзотерических позиций. Однако в настоящее время ощущается особо острая потребность в синкретической концепции религиоведения, которая представляла бы собой синтез науки, философии и Высших Знаний.
Именно такой концепцией является эзотерическая концепция религии, представленная в данной книге. Изложение автором основ религиоведения с эзотерических позиций, кроме того, обусловлено резким возрастанием актуальности эзотеризма в настоящее время, так как в циклический период смены эонов (эон Озириса - Эра Рыб, сменяется ныне эоном Гора - эра Водолея) - происходит «разгерметизация» эзотерических знаний. И интерес к ним, не только среди представителей духовной элиты, но и среди широких слоев населения - резко возрастает.
В то же время, автор стремился к тому, чтобы популярность подачи материала не сказалась отрицательно на уровне изложения, и данный материал представлял интерес не только для студентов вузов, обучающихся по специальности «Религиоведение», но и для квалифицированных специалистов в области религиоведения, истории религий и эзотеризма.